«Газпром-ЮГРА» — «Динамо» — это мини-футбольная класика!
Откровенное интервью Владислава Шаяхметова в преддверии финала четырёх кубка УЕФА. — Владислав, Википедия сообщает, что свой путь Вы начинали в большом футболе в «Уралмаше», но из-за финансовых проблем в клубе оказались в мини-футболе. — Ну, тут больше не финансовые проблемы были, а игровые. Мы тогда выступали во Второй лиге, и перспектив особо не было, хотя […]
Откровенное интервью Владислава Шаяхметова в преддверии финала четырёх кубка УЕФА.
— Владислав, Википедия сообщает, что свой путь Вы начинали в большом футболе в «Уралмаше», но из-за финансовых проблем в клубе оказались в мини-футболе.
— Ну, тут больше не финансовые проблемы были, а игровые. Мы тогда выступали во Второй лиге, и перспектив особо не было, хотя мне всегда хотелось играть в родном клубе. Я выступал довольно успешно, играл на позиции атакующего полузащитника. Но стечение обстоятельств, недоверие главного тренера к молодым ребятам и скитание по арендам сделали своё дело. Когда мне поступило предложение от Равиля Борисовича Аймалева (вице-президента «ВИЗ-Синары» на тот момент) попробовать в мини-футболе, я очень долго сомневался, в течение полутора лет отказывал. Для меня мини-футбол был чем-то далёким. Сделать правильный выбор мне в очередной раз помогли близкие люди. На тот момент с моей будущей супругой Александрой мы ещё просто дружили, но она видела мою игру на большой площадке в Екатеринбурге и в зале моей родной Ревды. Именно Александра посоветовала мне попробовать реализовать себя в мини-футболе. Ведь если бы не пошло, всегда можно было вернуться в большой футбол. На тот момент «Уралмашу» я был не нужен, поэтому решил уйти в мини-футбол.
— В то времся не было большой проблемы перехода из большого футбола в футзал? Сегодня представить себе такой переход довольно сложно, т.к. мини-футбол в своём развитии ушёл далеко вперёд.
— Да, развитие вида спорта тогда было другое, но для меня это не было проблемой. В зале я практически вырос. Мне повезло, что зал всегда был рядышком. Когда я только начинал заниматься футболом (в возрасте шести лет), папа на тот момент был директором Дворца спорта, и зал для меня всегда был открыт. Когда в спортзале были «окна», я прибегал с садика, брал мяч и один носился по площадке. Затем я смотрел, как тренируется старший брат и бегал вместе с его командой. Тренера недоумевали, что это за мальчишка всё время тут бегает. Брат был старше меня на шесть и был для меня вторым папой, я на него равнялся.
— А он где-то заиграл?
— Нет, он выбрал профессию арбитра и сейчас обслуживает матчи российской Суперлиги.
— Кроме брата Вы в детстве на кого-то равнялись?
— Много кто оставил след своей игрой – Мостовой, Карпин, Ван Бастен, Марадона. Сейчас хочется быть тем, на кого равняются молодые ребята, которые занимаются мини-футболом. Хочется быть хорошим примером игрока и человека. Наше поколение должно быть сильным, чтобы за нами выросли ещё более сильные ребята, которые впоследствии также будут для кого-то примером. От этого и растёт уровень футбола.
— В человеческом плане у Вас есть какие-то требования к молодёжи? Понятно, что они все родились уже не в СССР, а в современной России. И современные условия вынуждают их выделяться, быть социально активными, креативными, запоминающимися, яркими.
— Помимо мини-футбола, ты никому ничего не докажешь. Кто-то любит тусоваться по клубам – тусуйся, сколько хочешь. Но есть работа, твоё любимое дело, которым ты занимаешься большую часть своего времени жизни. Конечно, по себе людей не судят. Но я всегда знал: есть время работать, есть время отдыхать. Ко всему надо подходить правильно. Человек сам строит свою судьбу и думает своей головой. У каждого футболиста есть три стадии: начало, середина и закат. Я сегодня уже как-то успокоился. Раньше вообще фанат спорта был, не только футбола. За всем следил. Семье меньше уделял времени, чем футболу. Но с опытом всё пришло, приоритеты расставлены. Раньше интернета не было, но мы всё знали. Тут дело отношения. Я никогда не позволял себе опаздывать на тренировки, при стыках убирать ноги, или увернуться от мяча. И если я буду так делать по-другому, то это буду не я. В первую очередь, самому себе нельзя врать. Упасть можно быстрее, чем подняться. Я себе этого не позволю.
— Какой позиции сегодня Вы придерживаетесь на паркете?
— Раньше я играл больше в атаку, был нападающим до той поры, пока не начал получать серьёзные травмы. Они пришли ко мне в том возрасте, когда начинается возрастной спад. Не игровой, а именно возрастной. Возраст же не обманешь. После этого я стал играть более универсально – и в атаку и в оборону, покрывал очень большое пространство. Я мог много времени проводить на площадке, тем самым затрачивался и не думал о будущем. Тренера мне часто об этом говорили и одёргивали меня: «Влад не надо переигрывать. Мы даём тебе времени столько, сколько нужно». Но я всё равно рвался в бой, для меня результат был превыше всего. Я постоянно был в игре, был фанатиком, думал не о своём здоровье, а о победе. Из-за этого ноги «изнашивались», где-то на уколах приходилось играть, через боль. В итоге всё это вылилось в тяжёлые травмы. Говорят же, учитесь на своих ошибках. Не получается. Сейчас я игрок оборонительного плана и больше забочусь о том, чтобы команда меньше пропускала. Но и об атаке я не забываю, очень много рискую. Футбол ведь это большой риск. Если не рисковать – целей можно не достигнуть.
— Про параллели большого футбола и футзала мы немного уже коснулись. Недавно я посетил офисы АМФР и РФС и, судя по богатой истории и завоёванным трофеям, можно смело утверждать, что футзалисты за небольшой период времени смогли «переплюнуть» своего старшего брата.
— Естественно. Результаты говорят сами за себя. Мы раньше в европейском рейтинге занимали вторые-третьи места. А сейчас и вовсе вышли на первое место. Такого развития, структуры, как в большом футболе у нас пока нет, мы к этому только приходим, и я думаю, скоро придём. Нужно объединение всех клубов, людей, которые любят мини-футбол. Но если продолжать сравнение — в большом футболе очень низкий уровень показываемой игры. Если в советское время, в девяностые годы было приятно смотреть, например, на «Спартак» и наслаждаться игрой, то сейчас уровень российского футбола очень низок. При случае я поддерживаю московский «Спартак» на стадионе, но понимаю, что футбол изменился в худшую сторону, само качество игры. Ну, вот смотрю я центральный матч нашего чемпионата «Зенит» — «ЦСКА». Такая вывеска! Классика! Полный стадион. Но… один удар в створ за всю игру… Знаете, в следующий раз я не пойду на стадион. Зачем я пойду? В театр, например, я прихожу и получаю шоу, удовольствие. Также должно быть и в футболе.
— Вы занимаете в РФС какую-то выбранную должность. Расскажите поподробнее.
— Да, около пяти лет я состою в Объединённом профсоюзе футболистов. Мы занимаемся защитой футболистов в рамках действующих профессиональных контрактов. Для этого мы заключаем с ними соглашения на возмездной основе и когда в клубе возникают какие-то проблемы, мы защищаем интересы футболиста. В мини-футболе данное направление пока не развито. Игроки, возможно, пока побаиваются, а у кого-то есть свои агенты.
— Ваша должность, пусть пока и просто представительная, это некий плацдарм для дальнейшей работы в РФС или АМФР после окончания профессиональной карьеры?
— Желание остаться в мини-футболе, конечно же, есть, но пока я об этом ещё не думаю, хочу ещё поиграть. Хочется помогать развиваться мини-футболу. До высшей точки мы никогда не дойдём, мы всю жизнь учимся, и приносим что-то новое. Очень хочется создать подобие идеального, чтобы мини-футбол развивался не только на словах и достигнутых победах, но и на хороших условиях для их достижения. Почему сборная России добивается таких успехов? Потому что у нас не первый сезон очень сильный внутренний чемпионат. Любая команда в нашем чемпионате может обыграть лидера. И это очень здорово! В Испании одно время был конкурентный чемпионат и сборная, поэтому не знала себе равных. Сейчас ситуация там несколько иная.
— Если говорить об Испании – свежий пример прославленный голкипер Луис Амадо, который после завершения карьеры остался работать на имидж клуба «Интер Мовистар». Ждёте продолжения таких событий в будущем?
— Конечно, с моим опытом я хотел бы остаться в мини-футболе и продолжить работать на другом уже поприще, помогать футболистам своим авторитетом, опытом, советом. Важно правильно относиться к мини-футболу. Для меня это не пустые слова. Я хочу, чтобы нынешнее поколение футболистов было успешнее нашего. Мы ведь не выиграли чемпионат Европы и мира. Я хочу быть уверен, что я сяду вечером у телевизора и увижу, как наша сборная выигрывает крупный трофей.
— Как считаете, после серебряных медалей чемпионата мира интерес к мини-футболу в России возрос?
— Конечно! Наше выступление вызвало большой ажиотаж. О нас стали говорить, приглашать на федеральные каналы. Например, мои знакомые смотрели матчи и поддерживали меня, рассказывали об этом своим знакомым, так образовывалась цепочка, которая не рвётся. Ведь мини-футбол очень зрелищный, интересный вид спорта. Его по картинке очень интересно смотреть, не говоря уже о просмотре матча вживую.
— Секрет успеха от Владислава Шаяхметова.
— Прежде всего, огромное желание. Важно каждый день трудиться, оттачивать своё мастерство, не лениться, быть в одном коллективе, чувствовать плечо товарища. Важное значение имеет характер. Нельзя просто отбывать номер. Мне по ходу карьеры встречалось много футболистов без какого-то яркого таланта, но они за счёт упорного труда и желания вырастали в высококлассных футболистов.
Автор: Alex Malkov,
Источник: https://www.sports.ru/tribuna/blogs/fiveversusfive/1254631.html